Закрыть
Полная версия. 14 дней бесплатно. ЭФФЕКТИВНО УДОБНО ПРОСТО

У вас есть купон?

Что-то пошло не так. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
Закрыть
Забыли пароль?
Из малого бизнеса в крупного игрока: советы начинающим бизнесменам
17 Апреля 2017

Тинькофф Банк сегодня – это 5 млн клиентов, 10 тысяч сотрудников, 14 тысяч встреч в
день по всей стране, 250 тысяч новых карт в месяц и 11 млрд рублей чистой прибыли за прошлый год. В 2007 году никто не верил в успех проекта. Кроме
команды. Теперь их копируют, с ними сотрудничают, хотят получить их инвестирование. Своим опытом Тинькофф Банк доказали всему миру, что российский
стартап может вырасти в серьезного конкурента.

На весенней конференции amoCONF в Олимпийском Оливер Хьюз, Председатель Правления Тинькофф Банка, поделился опытом развития компании от
стартапа до крупного игрока на рынке. Что нужно помнить начинающим предпринимателям? Как преодолевать трудности ведения бизнеса? Собрали главные
тезисы из выступления Оливера. Полную запись выступления смотрите в видео.

Верьте в идею, ломайте стереотипы

Идея создавать банк без отделений сейчас не вызывает каких-то сомнений. Но 10 лет назад это было далеко не так.

Когда я лично уходил с моего предыдущего места работы – Visa – только ленивый мне не говорил, что я сошёл с ума, с катушек съехал. Говорили:
куда ты идёшь, в какой-то банк без отделений!

Олег Тиньков создал вокруг себя команду бесстрашных людей, которые построили банк без отделений. Надо верить в то, что ты делаешь, не сомневаться
и смело идти вперед.

amoCRM еще один пример успешного стартапа. Из маленькой web-студии, созданной в подвале жилого дома, выросли в лидеров рынка CRM в России. В
этом году amoCONF собрала рекордное для бизнес-мероприятий количество участников. Как прошел релиз новой версии системы, смотрите на нашем YouTube-канале.

Хотите менять рынок? Избавляйтесь от стереотипов, которые живут в голове. В Тинькофф специально не берут профессионалов из банковской сферы. Когда
люди долго работают в одной индустрии, они часто имеют какие-то устоявшиеся взгляды на вещи и не могут предложить ничего инновационного.

Извините, банкиры, мы вас особенно не любим, мы вас не берём. Мы берем людей молодых, зеленых, талантливых, с нулевым опытом или с совсем
маленьким опытом, который не испорчен.

В любой успешной компании самое главное – основа корпоративной культуры, своеобразная ДНК, на базе которой все строится. В Тинькофф попадают
обычно прямо из института. Или берут людей с «правильными» мозгами из других отраслей. Так развивается особая ДНК компании, которая
передается от одного поколения сотрудников другому.

Подстраивайте рынок под себя

Если на рынке нет инструментов для реализации идей, создайте их. Вот несколько примеров, как это делали Тинькофф:

  1. Современные решения

    Фондирование всегда было ахиллесовой пятой Тинькофф. Где брать деньги, чтобы развивать компанию? Ответ: собирать вклады населения. Но если нет
    отделений, как привлечь клиента? Команда Олега Тинькова тестировала разные каналы и выяснила, что средства можно собирать в онлайне. Никто в тот
    момент, в 2009 году, не продавал финансовых услуг через интернет. Компания начала собирать вклады, потом продавать другие продукты – кредитные карты,
    текущие счета.

  2. Своя курьерская сеть

    Чтобы собирать влады, нужно выполнить все жесткие требования ЦБ (Центрального Банка). Необходимо встретиться с клиентом face-to-face,
    проверить его, идентифицировать, получить согласие, подпись. Как это делать, если нет отделений и структуры курьерских служб? Были большие курьерские
    службы вроде DHL, которые ездили между Москвой и Санкт-Петербургом. Но чем это поможет, если потенциальный клиент Вася в Урюпинске? Тинькофф начали
    тестировать различные варианты и создали собственную курьерскую сеть. Сейчас они делают 14 тысяч встреч в день, это самая большая door-to-door
    курьерская служба в России.

  3. Самый крупный облачный call-центр

    После того, как Тинькофф открыли два больших call-центра в Москве, в компании поняли, что это очень тяжело, не хотелось открывать третий центр.
    Но компания растет, что делать? Решение: развить облачный call-центр или то, что в Тинькофф называют «домашний call- центр». Сегодня более 5 тысяч
    сотрудников сидят в облаке, дома, и обслуживают большую часть звонков.

Решение проблемы можно считать рабочим, когда полученный итог соответствует ожидаемым результатам.

Один из подходов для поиска решения проблем – test & learn. Берешь базу, делишь базу в клеточки и тестируешь разные стратегии на разные
клеточки. Потом измеряешь результат. Тесты могут быть неудачными. Нельзя бояться неудачи – это часть эксперимента, нужно экспериментировать,
проверять и потом на базе выводов тестировать еще раз.

Тинькофф Банк – это очень плоская организационная структура. Между главой Тинькофф и самыми младшими аналитиками или технологами очень мало
шагов
. Физически небольшое расстояние. Информация протекает через всю организацию, все видят и слышат друг друга, воспринимают идеи и
инновационные решения, которые предлагаются на всех уровнях организации.


Следите за развитием в других отраслях

Кризис – хороший момент для того, чтобы вывести бизнес на новый уровень. Обращайте внимание на развитие в параллельных вашему бизнесу сферах.
Технологии развиваются молниеносными темпами: агрегаторы-такси, нейронные сети, виртуальная реальность в потребительских сервисах… Если вы следите
за развитием в разных сферах – вы можете вовремя почувствовать актуальные тенденции и применить их в своем бизнесе.

Тинькофф в кризис решили рискнуть – создать и развивать свою онлайн-платформу tinkoff.ru,
с помощью которой компания начала продавать финансовые услуги, собственные и партнерские.

Что сделало Тинькофф одним из лучших банков для предпринимателей:

  • Наличие необходимых услуг (обслуживание расчетного счета, зарплатные проекты, эквайринг)
  • Развитие ценных услуг для клиентов в экосистему для малого бизнеса (облачная бухгалтерия, валютный сервис, налоговый сервис)
  • Удлиненный рабочий день с 7 утра до 21 по московскому времени – достаточно уникальное решение на банковском рынке
  • Интернет-банкинг. Компания встроила облачные решения прямо в интернет-банк
  • Отсутствие офисов с очередями

Развивайте бизнес-интуицию

Когда горизонт проясняется – действуй быстро и решительно.

Я работаю с Олегом много лет, ты смотришь на него, стоишь рядом с ним и чувствуешь как будто запах предпринимательства. И я многому у него
учусь. Я помню в 2008 году, когда глобальный финансовый кризис начался, он стоял и как будто нюхал ветер. Понял откуда дует и сказал: надо
сокращаться, резко. Мы «обалдели», потому что мы только подняли деньги, начали расти, все хорошо складывалось, а он хочет, чтобы мы положили
инструменты и сокращали. Как он был прав. Мы ему верили, слушали и начали сокращаться решительно, резко, глубоко, быстро. И через некоторое время,
недолго пришлось ждать, все «ушло в унитаз». Не у нас, вообще все горело. Это был жесткий кризис и благодаря этим своевременным действиям на базе
предпринимательского животного инстинкта мы очень хорошо прошли через кризис. Мы не только выжили, но и процветали.

В международных розничных компаниях любят использовать поговорку «Retail is detail». И любят говорить, что самое главное в бизнесе, особенно в
розничном – это execution, качественное операционное исполнение. У вас может быть самая крутая бизнес-стратегия, прекрасная бизнес-модель,
готовый продукт, технологии, гениальный маркетинг, но без исполнения ничего не будет. Все останется на академическом уровне.

В любой стране малый бизнес – это двигатель экономического прогресса.

Execution – это все. Глубокое детальное, скучное, рутинное, операционное управление на уровне исполнения. Если нет execution – не привлечешь
клиента, не удержишь и не монетизируешь его. Масштабирования бизнеса не будет.

Полагайтесь только на себя

Бизнес должен быть фундаментально прибыльным. Это значит, что когда компания вышла на определённый уровень, и больше не вкладывается в
рост, она должна приносить прибыль.

Тинькофф Банк вышел на уровень безубыточности через 18 месяцев после запуска. Это было в конце 2008 года. До сих пор у компании не было ни
одного убыточного года.

Бизнес должен жестко контролировать расходы. И на фазе стартапа, и в дальнейшем развитии не стоит надеяться на бизнес-ангелов.

Никогда не сдавайтесь

Это особенно важно, когда ты работаешь в российской операционной среде, которая очень быстро меняется от кризиса к росту.

Нашей ахиллесовой пятой всегда было фондирование. Мы же банк, нам нужно фондирование, чтобы расти. Где брать деньги – это постоянная проблема. В
2007 году мы пытались делать размещение рублевых облигаций, но тут компанию ждал провал: деньги кончились, мы даже не могли платить себе зарплату.

Что сделал Тинькофф? Оливер Хьюз и Олег Тиньков ездили по всему миру, чтобы найти инвестиции. Все хлопали дверьми, игнорировали или издевались. Но
«вода точит камень»: Тинькофф Банк нашел деньги в Швеции и пошел дальше.

8 советов молодому предпринимателю от Оливера Хьюза:

  1. Верьте в свою идею! Если она кажется безумной, найдите команду таких же безумцев и реализуйте свой проект.
  2. Бойтесь профессионалов. Они мыслят стереотипно. Создавайте собственную ДНК компании, выращивайте специалистов внутри компании.
  3. Если на рынке нет инструментов для ваших идей, создайте их. Не бойтесь крупных инновационных решений.
  4. Будьте внимательны к деталям. Любая мелочь может предсказать наступление кризиса и подсказать, как действовать в будущем.
  5. Выстраивайте прозрачную структуру в компании. Каждый голос должен быть услышан.
  6. Используйте кризис как время для экспериментов. Решение Тинькофф развивать онлайн-маркет финансовых услуг было рискованным, но оно
    сработало. Онлайн-платформа tinkoff.ru развивается до сих пор.
  7. Не бойтесь нестандартных решений. Удлиненный рабочий день банка Тинькофф делает его удобным для обращений офисных работников.
  8. Упорство – залог успеха. После неудачных попыток найти фондирование Тинькофф Банк продолжал бороться, пока не достиг цели. Согласно
    исследованию Frost&Sullivan, сегодня Тинькофф является самым крупным независимым онлайн-банком в мире.

В скором времени на нашем YouTube-канале появятся
видеозаписи с выступлениями всех спикеров. Подписывайтесь и ждите обновлений!

София Савина
Редактор amoCRM