На весенней конференции amoCONF в Олимпийском Федор Овчинников, основатель компании Додо Пицца, рассказал слушателям о развитии и успехе своего бренда. В чем отличие его компании от других предприятий общественного питания? Как удалось предпринимателю из Сыктывкара превратить свою маленькую пиццерию в крупную федеральную сеть и вывести ее на международный рынок? Ответы на эти и другие вопросы ищите в материале. Полное выступление Федора смотрите в видео.
Всего 6 лет назад я в Макдональдс мыл полы, не для того, чтобы заработать деньги. Я хотел изучить этот бизнес изнутри.
В 2011 году я открыл небольшую пиццерию в подвале. Назвал Додо в честь маленькой птички, которая спешила к клиентам. Сегодня это международная сеть, которая в прошлом году стала первой по количеству пиццерий. В Москве у нас работает всего лишь 9 пиццерий, но к концу года мы планируем, что их будет 40.
Китай – это огромный потребительский рынок. Сегодня там работают две наши пиццерии. К концу года мы планируем, что их будет пять или семь. В данный момент наш первый китайский франчайзи ищет помещение. Это первый наш партнер, который не говорит ни по-русски, ни по-английски.
В мире много больших компаний, но самое удивительное в нашей истории – это скорость роста. С 2011 года оборот нашей сети увеличился с 6 млн до 3 млрд. Капитализация компании, по последней оценке, составила 50 млн долларов – это 3 млрд рублей.
Мне часто задают вопрос: Федор, как это возможно вообще? В чем секрет Додо Пицца? Суперидея, везение, трудолюбие, упорство – в чем?
Когда я думаю о большом бизнесе, я всегда представляю альпинистов: чтобы зайти на большую вершину, нужно много тренироваться. Ты должен сначала зайти на Эльбрус, потом на Монблан, и только потом задуматься об Эвересте. И самое главное, ты должен поверить, что сможешь это сделать.
Когда я в 2011 году в Сыктывкаре, не имея денег, говорил своим знакомым, о том, что мы построим федеральную сеть, на меня смотрели, как на сумасшедшего. Когда в 2013 году я ходил к инвестиционным фондам и говорил им о том, что мы построим глобальную компанию, люди смеялись. Потому что они сами в это не верили.
Но одной веры недостаточно. Для того, чтобы взойти на большую гору, нужно одновременно иметь большую цель и при этом быть готовым преодолевать постоянные ежедневные трудности. У тебя должно быть терпение и понимание, что для этого нужно время.
Есть три типа предпринимателей и только те из них, кто ставит себе большие цели и при этом готовы много трудиться, способны добиваться больших, невероятных результатов.
Часто со стороны мы слышим вопросы: «В чем секрет той или иной компании?». Где-то секретом является суперидея, где-то нужное время, где-то команда и люди. Но на самом деле успех – это всегда сочетание факторов. Для того, чтобы добиться большого успеха, нужен прорыв в каждом направлении.
Все слышали, что идея – ничто, реализация – все. Но идея очень важна. Когда я занимался продажей книг, я понимал, что я сел на неправильную лошадь. И какие бы я силы не вкладывал, я все равно не смогу добиться серьезных успехов. В 2010 году я вышел из книжного бизнеса с долгами, и даже мама мне говорила: «Федор, может быть наконец-то ты начнешь заниматься нормальным делом?»
Я понимал, что если я не буду заниматься бизнесом, я не буду счастливым человеком.
Я хотел себя посвятить чему-то, что может расти очень долго. Где не придет какая-то большая корпорация и сделает так, что мой бизнес перестанет существовать. Самое интересное, что я пришел к банальной идее – доставка пиццы. Доставка пиццы есть везде.
Часто я слышу от молодых предпринимателей, что они пытаются найти что-то новое, чего нету. Но моя идея была в том, что этот рынок существует, он огромный, если ты сможешь переизобрести этот бизнес, то для тебя откроются огромные перспективы. Знаете, что сделал Макдональдс? Революцию в бизнесе общественного питания. Но Макдональдс при этом ничего не изобретал – соединил две старые вещи и получилась революция.
В чем заключается идея Додо? Перенести в диджитал все микропроцессы, сделать их прозрачными и доступными для онлайн-просмотра. Упаковать в информационную систему, которая построена на интернете. Если мы это видим в онлайне, если это прозрачно, значит мы можем этим управлять. Засчет этого можно добиться лучшего качества, лучшей прибыльности и эффективности.
Представьте, что ваш телефон собирают не на фабрике в Китае, а в Евросети, у вас перед глазами. И вам за 15 минут сборщик должен сделать такой же телефон, как показывает Тим Кук на презентации. Представьте, что таких магазинов у компании тысячи, ей нужно контролировать качество в каждой точке. Если вы замените айфон на пиццу, получится наш сетевой бизнес.
Фактически у каждой ретейловой или розничной компании есть своя информационная система. Но у нас есть два отличия:
Я понимал, что у нас есть шанс, потому что всем крупным компаниям сегодня очень тяжело меняться. Поэтому у маленьких компаний есть шанс. Небольшие размеры являются огромным преимуществом – мы можем делать что-то с нуля, делать по-другому.
Я люблю называть нашу компанию «Компания-киборг»: внешне мы обычная сеть пиццерий, но если посмотреть внутрь, то мы классическая IT-компания.
Наша стратегия – это последовательность очень маленьких шагов. Если ты сделаешь большой шаг, то можешь ошибиться так, что твой бизнес перестанет существовать. Если ты делаешь маленькие шаги и ошибаешься, ты постоянно учишься. Предприниматель должен быть одновременно и осторожным, и решительным, потому что если бояться идти вперед – тоже не продвинешься.
В Москве сейчас работает всего лишь 9 наших пиццерий. Мы в шутку называем выход в Москву «операция Клещи» – окружили всю столицу пиццериями для того, чтобы потренироваться. Мы понимали, что если научимся качественно работать, вырастим команду, сможем зайти на конкурентный рынок и добиться успеха.
Нам свойственно сжигание мостов. Это на самом деле очень эффективный метод. В 2011 году пиццерия мне нужна была не для денег, а чтобы создать модель, которая будет потом тиражироваться. Я себе сказал, что мы начнем разрабатывать систему и никогда не будем работать на чем-то другом. Так как бизнес будет развиваться, это заставит нас постоянно развивать систему. У нас было много разных историй, когда такой подход создавал мощнейшую мотивацию для развития продукта.
Мы открывали ресторан, разработчикам нужно было написать кассу, у нас касса сделана в web-браузере. И у нас был месяц. Ребята мне сказали: «Федор, мы не успеем за месяц никак». Я тогда сказал: «Парни, если вы не успеете за месяц, мы разоримся, потому что у нас нет денег, чтобы платить аренду». И парни успели за месяц.
Часто я слышу от предпринимателей, что им нужно одновременно зарабатывать деньги на старте и при этом делать какие-то долгосрочные вещи: развивать продукт, инвестировать деньги в долгую. Я называю это «проклятьем стартапа», от которого вас будет разрывать, от которого не избавиться. В нашем случае мы должны были показать инвесторам: все, что я рассказываю, имеет смысл. Для этого нужно было расти, а чтобы расти нужно зарабатывать деньги и одновременно еще строить долгосрочный продукт.
Можно иметь отличный продукт, правильную стратегию, но никому об этом не рассказывать. Компания из Сыктывкара, не имея пиццерий, смогла продавать франшизу, нашла партнеров в 9 странах, 200 сильных предпринимателей инвестировали совокупно более 2 млрд рублей в пиццерии под брендом Додо Пицца. Как мы это сделали?
Открытость – это главный драйвер нашего B2B-маркетинга, нашей франшизы. В 2011 году у меня был бизнес-блог, в котором я рассказывал все, что со мной происходит. Я рассказывал обо всех выручках, расходах, убытках. Люди смотрели на мой энтузиазм и заряжались. Через какое-то время я стал получать письма с просьбой стать партнером-франчайзи.
Выручки всех пиццерий Додо Пицца есть в онлайне. Это притягивает огромное внимание. Ничто не привлекает предпринимателей так, как возможность посмотреть, как зарабатывает другой предприниматель.
В 2013 году я начал искать деньги в инвестиционных фондах и не нашел там никакой поддержки. В итоге я написал в блоге: «Друзья, если вы верите в нашу компанию, вы можете инвестировать деньги». И произошло чудо – это самый большой в России кейс краудинвестинга. Мы привлекли более 100 млн рублей от 150 инвесторов, простых людей: инженеров, программистов, топ-менеджеров. Это действительно уникальный кейс, когда доверие, созданное через открытость, было монетизировано.
Часто мне говорят: «Федор, Додо Пицца – это ты». На самом деле это большая неправда. Додо Пицца – это огромная команда увлеченных людей.
Я часто встречаю предпринимателей, которые говорят: я не могу делать бизнес, что-то большое, потому что нет людей. Но Сыктывкар – это не уникальный город, таких городов в России сотни, тысячи, там не живут инопланетяне.
Лучшие люди находятся рядом с вами. И если вы верите, вы заразите этих людей своей идеей. Они будут учиться вместе с вами. Это напоминает превращение графита в алмаз, когда благодаря мощнейшему давлению, температуре и времени из людей получаются настоящие драгоценности.
Главным фактором успешности нашей компании является доверие. Мы верим, что все, кто работают с нами, действуют в интересах бизнеса. В нашей компании нет KPI, мы не заставляем людей что-то делать, мы ищем место, где бы они могли заниматься любимым делом. Тогда у них появляются крылья. Доверие – это и право на ошибку. Мы верим, что люди, работающие в нашей компании, не могут сделать ошибку намеренно.
Давая право на ошибку, мы получаем информацию. Мы не боимся ошибок, мы любим учиться. А умение учиться – это и есть важнейший фактор роста.
Перед Новым Годом наша компания потеряла 8 млн рублей. Наш сайт, который обслуживает 150 пиццерий, по ошибке вернул деньги на карточки клиентов. И самым популярным был вопрос: Федор, кого вы уволили, кого наказали? Мы никого не наказали. Мы искали причины, чтобы история не повторилась, но не искали виноватых. Такой подход создает ответственность, потому что люди не думают о своем отделе, о своих премиях, KPI, они чувствуют ответственность за весь бизнес, за всю компанию.
Нас всех в компании очень заряжает понимание того, что наша история – это не просто про пиццу. Наша история показывает огромному количеству предпринимателей в этой стране, что из Сыктывкара можно делать какие-то большие невероятные вещи, нет ничего невозможного.
Я хочу сказать: не бойтесь быть фриками, не бойтесь быть сумасшедшими, не бойтесь ставить большие цели, раздвигать горизонты, потому что это – возможно.
Нас мотивирует и то, что мы идем на международные рынки, где огромная конкуренция. Нас драйвит и действительно дает огромные силы понимание того, что из нашей страны можно не только качать нефть, но можно с помощью мозгов, энергии и большой мечты строить большие потребительские бизнесы.
Я слышал мнение, что российские предприниматели не конкурентоспособны на мировом рынке. Это полная чушь. Почему говорят, что они не конкурентоспособны? Потому что, якобы, в России люди не мыслят долгосрочно, мы мыслим как временщики. У нас исторически так сложилось, что все меняется. Но на самом деле это наш огромный плюс: современный мир – это мир неизвестности, это мир неопределенности. И кто, как не мы, умеем и привыкли работать в этой неопределенности. Развиваясь сегодня на международных рынках, я понимаю наши конкурентные преимущества – нас ничего не пугает.
Каждую неделю на нашем YouTube-канале будут появляться видео с выступлениями наших спикеров. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить!