Собственная бизнес-книга работает как рекламный инструмент: помогает привлечь новые лиды и увеличивает прибыль компании. С ее помощью бизнесмен может заявить о себе как
среди специалистов своей области, так и среди потенциальных клиентов. Так почему вы до сих пор упускаете этот инструмент из виду?
Если вы проработали в одной сфере более двух лет, у вас уже есть наработанная база знаний и полезных советов, которыми можно поделиться с читателями.
Для написания первой бизнес-книги вам потребуется от нескольких часов до пары дней. За это время не напишешь многостраничный роман с глубокой аналитикой, но
сформировать набросок прикладных выдержек из собственного опыта – вполне реально.
Формат короткой книги был придуман издательством Ораторика в 2009 году. Количество страниц при таком формате обычно колеблется от 15 до 30. Подобные произведения
неоднократно становились бестселлерами. «101 совет оратору» Радислава Гандапаса разошлась тиражом около 10 000 экземпляров, книгу «101 совет по тайм-менеджменту»
Александра Яныхбаша приобрели больше 9000 читателей.
Одну и ту же тему можно по-разному подать владельцу бизнеса и его сотруднику. Маркетолог интересуется книгами по контент-маркетингу для улучшения собственных навыков,
руководитель – для улучшения показателей команды в целом. От выбранной целевой аудитории зависит вся остальная работа с книгой: от плана до итогового текста.
При необходимости посоветуйтесь со специалистами из этой области: какие вопросы их интересуют, что их волнует? Если будете ориентироваться на интересы целевой аудитории
книги, сможете подготовить максимально полезный продукт.
Не стоит писать на слишком обширную тему, написать исчерпывающую энциклопедию «Как увеличить продажи» с первого раза навряд ли удастся. Но и слишком узкая тема – «Как
улучшить продажи билетов зоопарка с помощью СМС-рассылок» – заинтересует очень ограниченное количество человек.
Он поможет не забыть ключевые точки произведения. По мере написания текста план поможет вам контролировать себя, не даст «свалить» все знания в кучу.
Тогда вам не придется каждый раз проверять, что вы уже объяснили в предыдущих разделах.
Есть 6 стандартных форматов, по которым пишутся бизнес-книги. Все они подразумевают соответствие заявленной теме и полезность для читателя. Для написания вашего первого
произведения можете ориентироваться на один из форматов.
88-100-257 советов по… (вашей теме). Самый простой путь создания первой книги. При подготовке к написанию текста пропишите ключевые моменты, которые необходимо
знать специалисту вашей области. Добавьте поясняющий текст каждому пункту, разбавьте книгу примерами и интересными историями. Ваше произведение не должно быть сводом всем
знакомых истин. Продемонстрируйте читателю свой уникальный опыт, который будет выделять вашу книгу на фоне других.
Подобный формат был придуман в 1991 году издательством IDG Books/Hungry Minds и получил название «… for Dummies» («… для чайников»). Идеей серии было простым и
доступным языком объяснить читателям, как работать с разными компьютерными инструментами. Впоследствии формат стали использовать для книг разных отраслей и разных уровней
компетенции.
«Нечто»… на 100%. Обещаете – делайте. Формат обязует автора осветить тему в полном объеме. Чтобы книга получилось полезной и прикладной, не надо браться сразу за
широкую тему. Сфокусируйтесь на конкретном вопросе или области. Перед отправкой текста в издательство обсудите с коллегами, какие вопросы по теме остались без ответа.
Книга «PR на 100%. Как стать хорошим менеджером по PR» Горкина, Мамонтова, Манна строится на 5 элементах: практические советы, примеры успешных проектов, юмор и теория.
Большая часть отведена практическим советам, которые читатель сможет применить в личном опыте, меньшая часть – общей теории по теме.
Вся правда о … (вашей теме). «Макай перо в правду», – как говорил Михаил Веллер. Темы могут быть самыми разными: вся правда о ресторанах, откатах или даже вся
правда о неправде. От книг с такой темой читатель ждет новой уникальной информации, которую раньше он нигде не мог прочитать.
«Ваша тема»… от А до Я или «Азбука … вашей темы». Принцип написания таков: вы раскрываете всю тему настолько, насколько ее знаете. Если вам надоело объяснять
новым сотрудникам одно и то же, запишите свои лекции на аудио, расшифруйте их – и получится книга.
Бизнес-роман. Быстрее всего написать книгу такого формата в жанре автобиографии. Однако читать о жизни еще никому не известного Василия Анатольевича захочет не
каждый. Постарайтесь включить в текст уникальные кейсы, которые вы реализовали в данной области, подготовьте выводы к каждой главе: кратко, по делу, без лишней теории и
«воды».
Успех книги «45 татуировок менеджера» Максима Батырева объясняется грамотным соотношением личного опыта, интересной подачи и четких выводов по теме.
Сборник статей или Записи из блога. Пишете колонки для Эха Москвы? Выкладываете свои мысли в Facebook? Можете считать, что основа для вашей книги уже почти
готова. Отберите самые яркие свои материалы, продумайте логический порядок, при необходимости напишите вводные тексты. Однако у такого формата есть обратная сторона: ваша
личность выходит на первый план. Если вы не известны широкой публике, ожидать больших тиражей не стоит.
Тема готова, план составлен, формат выбран – время писать книгу. Есть 3 основных способа, как написать текст вашей будущей книги.
1 вариант: Самостоятельно написать текст. Просто сесть и написать. Подходит бизнесменам, у которых есть на это свободное время.
2 вариант: Обратиться за помощью к фрилансерам. Выделите несколько часов вашего времени, запишите свои рассуждения по выбранной вами теме на диктофон. Когда
запись будет готова, приобретите услугу расшифровки у фрилансера. Получившийся текстовый документ можно передать ответственному сотруднику вашей компании или также найти
фрилансера для компановки и редактуры текста книги.
3 вариант: Купить услугу написания книги «под ключ». Принцип тот же, что и в предыдущем пункте, только в этом случае не придется тратить время на поиски
фрилансеров. Например, у стартапа Бизнес-книга эта услуга стоит – от 30 000 рублей.
Книги можно условно разделить на два типа: печатные и электронные. Для издания в бумажном формате потребуются дополнительные затраты на типографию, но электронную книгу
нельзя преподнести спонсорам в качестве сувенира.
Для издания электронной книги фактически потребуется только файл с текстом и договор с легальным цифровым магазином (ЛитРес, Wexler, Ozon.ru). Однако существует ряд
нюансов, из-за которых книгу могут не принять.
На ЛитРес.ру правила таковы: сначала у вас должна выйти печатная книга, только потом вы имеете право публиковать ее в электронном виде.
Лайфхак: чтобы
избежать
необходимости делать бумажную версию книги, издавайте ее в соавторстве с кем-то, у кого уже есть аккаунт на ЛитРес. За это придется поделиться собственной славой – этот
человек должен выступить в роли редактора, соавтора или составителя книги.
Есть три способа издать печатную книгу: самиздат, при поддержке спонсоров и через издательство.
Самиздат. Для реализации самиздата необходимо найти любую типографию, где книгу напечатают и сделают переплет. Всю работу по подготовке, редактуре и
распространении книги придется взять на себя. Объем тиража зависит от того, кому вы хотите продавать свое творение, и от собственных желаний.
Спонсоры. Когда есть те, кому потенциально важно, чтобы вы издали книгу, можно попросить их проспонсировать издание и распространение. У книги может быть
несколько вариантов спонсоров – частные или краудфандинг. Для привлечения частного спонсора необходима узкая тема книги, которая интересна определенной аудитории. Кроме
того, для поиска спонсора потребуется время. При работе с краудфандинговой платформой есть риск не набрать необходимую сумму и прогореть со своей идеей.
Издательство. Третий способ подготовить бумажную книгу – издательство. В России 8 крупных издательство: Эксмо, МИФ, Альпина Паблишер, АСТ, Альпина, Питер,
Феникс, Добрая книга. Для старта нужно зайти на сайт издательства, найти форму заявки и заполнить ее. Начинающий автор может рассчитывать на гонорар от 30 000 до 100 000
рублей,
если в вашей теме увидят перспективу. В противном случае можно издать книгу за деньги. Цена вопроса – от 200 000 рублей.
Совет: приложите к файлу с книгой план пиар-кампании. Это хорошо зарекомендует вас как автора и потребует более детально рассмотреть вашу книгу.