Привет подписчикам amoCRM!
Меня зовут Андрей Терехов и я являюсь экспертом рынка разработки сайтов и других интернет-услуг для развития бизнеса. По просьбе руководства amoCRM я подготовил развернутый материал о том, как представителям бизнеса подобрать оптимального подрядчика на разработку сайта своей компании.
В первой части мы поговорим о том, как веб-студии считают цены на создание сайта. С этим вопросом на нашем рынке творится полный бардак, а большинство заказчиков думает, что цены на создание сайта возникают из воздуха или просто берутся с потолка.
Во второй части письма мы поговорим о том, как выбрать оптимальную студию на создание и развитие сайта, какие есть способы, подводные камни, на что нужно обратить внимание. Поехали!
1. Сейчас в России:
Почти у каждого есть знакомый, у которого сын-брат-друг «делает простенькие сайты». Делает, кстати, не всегда плохо – но в среднем по рынку качество, конечно, будет ужасным. С другой стороны, вы можете написать запрос в Студию Лебедева – и очень удивиться полученной цене.
2. Из чего складывается стоимость сайта?
Можно выделить пять основных факторов, влияющих на конечную стоимость разработки сайта:
3. Определяем себестоимость
4. Определяем трудозатраты
Конечно, трудозатраты зависят от объема работ по проекту. От квалификации сотрудников, от того, как налажены процессы в студии.
Если говорить про создание среднего корпоративного сайта (несколько страниц о компании, простой каталог товаров или услуг, новости, форма заказа и пр.), то средние трудозатраты по российскому рынку – около 320 часов или 2 человеко-месяца:
5. Уровень зарплат специалистов
6. Так сколько стоит сайт?
7. Что еще влияет на стоимость?
8. Так как определить, сколько должен стоить мой сайт?
9. Резюме
Нельзя дать однозначный ответ «Любой сайт должен стоить XXX тысяч рублей».
Во второй части нашей рассылки мы расскажем о том, какие есть способы выбора оптимальной веб-студии на разработку сайта, на что нужно обратить внимание, как не допустить ошибок.
Потребность в интернет-услугах есть почти у любого бизнеса, вне зависимости от размера и региональной принадлежности. Сделать простой сайт бухгалтерской компании, чтобы привлекать новых клиентов, интернет-магазин авто-запчастей, чтобы продавал – и все в таком ключе. Это уже давно реальность и прозаика нашего рынка, который при этом растет опережающими темпами по сравнению с традиционными каналами и инструментами привлечения клиентов.
Все эти годы я регулярно наблюдаю процесс поиска веб-студии или агентства на выполнение таких задач. С крупным бизнесом ситуация более понятная – в штате, как правило, есть профильные менеджеры, которые знают интернет-рынок и агентства, есть рейтинги с топовыми студиями – работа ведется точечно.
А как ищет студию на создание сайта малый и средний бизнес, не обладающий хорошим знанием интернет-рынка?
1. Спросить знакомых
Студии плодятся как грибы, наверняка чей-то сын-студент делает сайты за триста баксов. Хорошо, когда рекомендация стоящая. Плохо, что средний предприниматель ничего в этом не понимает, а рынок таков, что 90% игроков на нем (те самые студенты, молодежь, специалисты, имеющие мало опыта) просто не обладают нужной квалификацией для решения даже простых задач. Вот и завален весь интернет ужасными сайтами в стиле «привет лихим 90-м, мы выживали как могли» , за которые и заплатили мало, но и пользы клиенту они принесли еще меньше.
2. Воспользоваться поиском
Вбить в Яндекс запрос «создание сайтов в Екатеринбурге» , посмотреть компании, отправить туда запрос. Нормальный путь, но опять же – довольно трудозатратный. Зачастую клиент не понимает – хорошо работает студия или плохо, сколько стоит, возьмутся ли за мой проект, приносят ли вообще пользу своим заказчикам, доводят ли дело до конца. Кроме того – сами агентства занимаются продвижением своих сайтов по таким запросам – результат поисковой выдачи может быть существенно «подкручен».
3. Посмотреть похожие проекты
Один из самых хороших способов – посмотреть, кто делал удачные сайты для ваших конкурентов или проектов из других областей, похожих по структуре, задачам, целевой аудитории клиентов.
Вы собираете списки таких проектов, смотрите, кто занимался разработкой – и обращаетесь в эти студии со своей задачей. Хорошо при этом запросить рекомендации и самих клиентов. Этот способ хорош почти всем, но требует определенного уровня квалификации от клиента – надо уметь отличить хороший проект от плохого – по уровню проработки, структуре, дизайну, контенту, попаданию в потребности целевой аудитории. Без минимальной подготовки это сделать не всегда просто, а кроме того, вы все равно будете оценивать лишь внешние признаки, не зная конкретных внутренних показателей и результатов, с которыми проект работает.
4. Сайты фрилансеров, тендерные площадки
Можно отправить заявку на фриланс-сайт (где много частных специалистов, готовых работать удаленно), систему подбора заказчика какой-нибудь популярной CMS-системы, объявить открытый тендер на одном из профильных ресурсов.
С одной стороны, это удобно – вы заполняете заявку один раз, а вам поступают предложения от большого числа заинтересованных компаний или частных специалистов. С другой стороны, плохо, что там сотни (иногда тысячи) студий – вы получаете кучу спама с типовыми однообразными КП, на которые не было затрачено никакого времени.
5. Рейтинги
В отрасли создания сайтов существует большое количество рейтингов лучших веб-студий, которые основываются на различных показателях. Описание всех рейтингов займет отдельный большой материал, к тому же мы его уже написали и опубликовали. Если интересно – рекомендую прочитать.
На правах автора материала я чуть подробнее расскажу про наш собственный рейтинговый продукт. Наш проект Ruward является ключевым провайдером рейтингов студий и агентств России. Мы собрали базу рейтингов по всем сегментам интернет-рынка за всю его историю (более 70 различных чартов и более 2 000 агентств в базе). На основе этой базы данных мы выпускаем главные рейтинги отрасли по всем важным сегментам – Единые Рейтинги Ruward (по созданию сайтов, контекстной рекламе, SEO, разработке мобильных приложений и пр.). По каждой компании у нас заведена отдельная карточка, где вы можете увидеть прозрачную статистику по ее деятельности и всем рейтинговым достижениям за всю историю рынка.
Например, совсем недавно мы анонсировали наш главный рейтинговый продукт – «Единый Рейтинг веб-студий 2015» – по ведущим компаниям, специализирующимся на проектировании, разработке и поддержке сайтов.
6. Оптимальной способ выбора студии или агентства
Оптимальный способ выбора веб-студии на разработку сайта для предпринимателя, который не слишком хорошо разбирается в предмете, таков:
Если у вас мало времени и плотное расписание встреч, можно провести коллективную встречу с представителями студий – позвать их одновременно в ваш офис, рассказать про бизнес, ответить на вопросы. Заодно можно посмотреть, как ведут себя те или иные компании в условиях конкурентной среды.
Результатом второго этапа должны стать детальные коммерческие предложения, полученные от студий. Не типовые «бумажки» составленные по шаблону, а целевые предложения именно под ваш проект. Если студия не готова потратить несколько часов на формирование такого предложения – значит, вы не очень интересны ей как клиент, а значит и ваш проект пойдет в низком приоритете.
7. Чек-лист проверки коммерческого предложения на создание сайта
Поскольку этап анализа коммерческого предложения является очень важным с точки зрения выбора студии, мы составили небольшой список вопросов, который поможет вам оценить поступившие предложения и упростит задачу выбора подрядчика: Используя этот простой список, можно оценить высланные вам коммерческие предложения и выбрать победителя. Далее, вы уточняете все вопросы с победителем, заключаете договор и начинаете работу.
Надеюсь, наш материал помог вам лучше понять, как устроен рынок разработки сайтов в России – и как оптимальным способом выбрать подрядчика для развития своего собственного сайта.