Часто молодежь, живущая в регионах, жалуется: «Нам нечем заняться, никаких перспектив и работы нет». Герой нашей беседы не из таких. На его блог случайно наткнулся на просторах сети основатель amoCRM Михаил Токовинин. Мы были поражены, как человек в столь молодом возрасте смог открыть свое дело с нуля и уже за полгода работы добиться значительных результатов. Именно этот факт вызвал в нас стойкое желание познакомиться с начинающим предпринимателем из Набережных Челнов поближе.
Расскажите о себе. Вот вы Сергей Ёлкин, у вас есть группа ВК, группа на ФБ, свой блог. А чем вы вообще занимаетесь?
Я молодой предпринимателем, живу в Набережных Челнах, занимаюсь продажей клиентов. Когда люди слышат, что я продаю клиентов, все обычно очень удивляются. Каждый раз приходится объяснять, что это не нечто противозаконное. Я просто нахожу лиды для разных компаний и продаю их.
То есть как некоторых людей называют частными предпринимателями, вас можно назвать частным лидогенератором?
Уже не совсем частным, нас сейчас 10 человек. Наша компания называется Make Call, мы генерируем поток клиентов под заказ (реклама, SEO, SMO, лендинги, холодные звонки). Открылись в сентябре 2014 года, то есть пока еще совсем молодые.
Идея бизнеса достаточно оригинальная. Откуда она появилась?
В апреле этого года я вместе с отцом занимался продажей и установкой отопительной техники и кондиционеров. В июле был не сезон, дела шли плохо, и я задумался: «А что же идет не так?» Я всегда знал, что клиенты в принципе бесконечны, другое дело, что сейчас нет спроса, но этот спрос можно как-то создать. Задавшись этим вопросом, я отправился на курсы. Сразу записался на всякие Бизнес-Молодости, курсы Аяза Шабутдинова. Эти тренинги и стали точкой невозврата, у меня кардинально поменялось мышление. Я начал думать, чем бы мне таким заняться, чтобы нравилось. Долго думал, почти месяц на это ушел. Отследив свою жизнь я понял, что мне интересен именно этап развития компания, начальные маркетинг и продажи, а целиком погружаться в процесс — это не мое. Как раз тогда на курсах я познакомился с Русланом Шаяхметовым, он продавал клиентов в сферу установки газовых счетчиков. Уже через неделю он предложил мне работать вместе, и мы стали партнерами.
Когда и как вы познакомились с amoCRM?
Я бродил по сайту БМ, там наткнулся на предложение о регистрации в amoCRM, кликнул, зарегистрировался, посмотрел — подумал, что не мое, вышел. Потом мне на различных курсах еще не раз рассказывали про пользу CRM-систем, но было как-то не до этого, не дозрел. Нам тогда относительно нормально было работать в эксельке, бывало даже в тетрадке… Однако в какой-то момент заявок в нашей компании стало больше, чем мы успевали обрабатывать. К тому же, у нас появился офис-менеджер и стал вопрос о том, как сделать так, чтобы он не смог сливать наши лиды другим компаниям, чтобы все можно было отслеживать. Вот тогда я и вспомнил про существование CRM. Я написал пост, мол, мне нужна СРМ, помогите выбрать. Мне ответил Виктор Довжик, их компания INTROVERT занимается подбором и внедрением CRM. Я написал ему, что сейчас выбираю между Битриксом и amoCRM. Я до этого сам читал отзывы, изучал сайты и понял, что другие системы мне не подходят вообще. В итоге мы остановили свой выбор на amoCRM.
Всегда стоит считать себя дураком и стремиться стать чуточку умнее
А почему все-таки amo? Какие нашли для себя преимущества?
Самое главное — это абсолютно интуитивная понятность. Если ты хочешь сохранить своих сотрудников, им необходимо создать комфортные условия работы. Хорошие условия — это не только красивый офис, печенюшки и покладистый начальник, это еще и понятная система учета данных. Я смотрел, что такое 1С, я искренне пытался разобраться в Битриксе… Но там уж слишком много всего лишнего. Девчонки в офисе у меня раньше работали в Excel, потом в тестовый период пару дней с трудом поработали в Битриксе, нажаловались и перешли на amo, кайфуют теперь сидят. У Битрикса, конечно, тоже есть свои преимущества, но они заточены под другие цели. А для продаж идеально подходит именно амоCRM. Помимо просто учета важным преимуществом здесь является контроль. Когда мы только начинали работать, для нас было важно, чтобы полученные лиды не сливались. На сегодняшний день благодаря amo мы уже прикрыли около десяти каналов, с которых могла бы идти утечка заявок.
А как собственный возраст помогает или мешает в развитии бизнеса?
Возраст очень влияет, еще есть какой-то юношеский максимализм. Вот тут, кстати, хочу привести в пример еврейскую систему воспитания. Они своих детей не ограничивают в развитии: с детства объясняют, что возможно все. Я тоже каждый раз, когда ставлю себе какую-то цель, не ищу причину, почему я это не смогу. Я ищу причину это сделать, ищу решение. Мой возраст и гормоны мне в этом, безусловно, помогают.
В вашем блоге вы пишите, что предприниматели века Digital — дураки. Почему вы так считаете?
Обычно человек, который не хочет развиваться, чаще всего либо считает себя умным, либо он дурак — и потому не развивается. Предприниматели века digital живут в веке информации, они понимают, что необходимо постоянно получать новые знания. Если ты будешь игнорировать научно-технический прогресс, твои конкуренты всегда будут тебя опережать. Поэтому всегда стоит считать себя дураком и стремиться стать чуточку умнее. Это непрерывное самообразование.
Что нужно начинающему предпринимателю для успешного старта, когда нет ничего, кроме идеи?
Больше ничего и не нужно. Необходимо просто что-то делать. Недавно я уловил одну общую тенденцию: сейчас все хотят открыть бизнес ради бизнеса. Все хотят быть успешными, не хотят работать на дядю, считают, что успешный человек — это исключительно тот, у кого есть свой бизнес. Я так вообще не считаю, хотя сам занимаюсь бизнесом. Например, когда я еще занимался установкой кондиционеров, у меня не было команды, весь бизнес был завязан на мне — я был рабом своей работы. Здесь даже хуже чем работать на дядю — ты не можешь просто отработать до 17.00 и уйти. Ты всегда осознаешь, что теряя клиента, теряешь определенную сумму денег. Поэтому ты меньше спишь, жизнь превращается в ежедневную гонку. В таком ритме стоит пожить, но не всю жизнь, как многие это делают.
Опираясь на свой опыт, что бы вы посоветовали тем, кто только планирует начать бизнес?
Я как-то посмотрел одно видео из 90-х. Там россиянин задал вопрос одному финансовому гению: «У меня есть 10 тысяч долларов, куда мне их вложить, чтобы они стопроцентно окупились?» И финансист ему ответил: «Вы наверно мне не поверите, но самым лучшим вложением будут инвестиции в ваши знания. Я сейчас могу сходу сгенерировать сразу несколько идей, которые принесут миллионы. И все это благодаря тому, что я вкладывал деньги в свой мозг». Когда я впервые увидел это видео, я не до конца согласился с ним. Сейчас я согласен с ним стопроцентно. Лучшие инвестиции — это инвестиции в ваши знания, не путайте с образованием. Это все-таки разные вещи.