Закрыть
Полная версия. 14 дней бесплатно. ЭФФЕКТИВНО УДОБНО ПРОСТО

У вас есть купон?

Что-то пошло не так. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
Закрыть
Забыли пароль?
«Каждому свое»: Аяз Шабутдинов о тонкостях бизнеса
16 Июня 2015

Основатель холдинга Like, ставший миллионером в 21 год, рассказал нам о работе с CRM, продвижении блога, поиске инвесторов, подборе команды и тенденциях предпринимательства в России.

Конечно, тебя спрашивали об этом уже не раз. Но все же, расскажи нашим подписчикам, как все начиналось. Как тебе удалось заработать первый миллион в 21 год?

Я поставил перед собой конкретную цель. Далее я просто искал бизнес-идеи, которые могли бы принести мне деньги. Перебирал варианты, внедрял в жизнь и упорно работал. Тут нет никакого секрета. Надо просто много работать.

Расскажи немного про свой блог. Изначально он назывался «Цель: 30 миллионов рублей за год», сейчас уже 1 млрд за год. Теперь можно найти уже десятки блогов с аналогичными названиями, но они все не пользуются таким успехом, как твой. В чем секрет раскрутки блога? Дело в хорошем контенте, позиционировании, харизме? В чем?

Я думаю, самое главное, что мой блог – это не только мощный мотиватор для многих людей, но и своеобразная «энциклопедия». Там действительно можно найти много полезного. Не только в сфере ведения бизнеса, но и личностного роста, например. В блоге я рассказываю то, что многие предпочли бы скрыть. Не каждый захочет делиться секретами успеха или наоборот своими неудачами. Некоторые лишь создают видимость открытости и искренности в своём блоге, но на самом деле сильно хитрят. Читатели быстро это понимают. Мы же выкладываем и свои «ноу-хау», и управленческую отчетность, и интересные решения. Как мы говорим, самую суть, «мясо».

Расскажи, как вы внедряли у себя в компании amoCRM? Много ли было доработок, интеграций, как сотрудники восприняли изменения в алгоритме работы?

Если бизнес стремительно растет, очень сложно и при этом крайне необходимо сохранять контроль над ситуацией. Рано или поздно наступает момент, когда все хаотичные процессы надо систематизировать. amoCRM позволила разложить все задачи по полочкам и контролировать своевременное их выполнение. Работать всем стало только проще. Поэтому каких-то недовольств среди сотрудников мы не увидели. Когда мы берём людей на работу, всегда стараемся выяснить, готов ли человек развиваться и расти вместе с нами. Если он не готов учиться чему-то новому, менять привычный уклад вещей, ему с Like не по пути. Само внедрение прошло быстро. Нам потребовалось буквально пару дней с приглашенными специалистами из Москвы. Но докручивать систему под себя мы продолжаем и по сей день.

Раз уж ты начал про подбор сотрудников, расскажи, как вы подходите к построению команды? На какие критерии опираетесь? В условиях активного развития франшиз наверное тяжело следить за этим?

Очень важно, чтобы в лексиконе не было таких оборотов, как: «я не знаю», «я не могу». Человек должен говорить – я научусь, я сделаю. В остальном всё очень индивидуально и зависит от конкретной вакансии. Если говорить о способах набора, как правило, всё довольно стандартно – резюме и собеседование. Иногда мы сами находим специалистов, которые нам интересны и пытаемся переманить в Like. Чистый хедхантинг. Потому что хорошие кадры – это очень важно. Люди – это все, что у нас есть.

А как вы привлекаете инвестиции в свой бизнес? Как ищите инвесторов?

Это всегда происходит по-разному. Иногда люди сами находят меня, иногда это случайные знакомства, а бывает так, что я знаю о человеке, а он обо мне нет. Если он интересен мне как инвестор, партнёр, я просто договариваюсь с ним о встрече. Дальше важно заинтересовать человека. Тут к каждому свой подход. В любом случае, бизнес – это закрытие чьих-то потребностей. Когда ищешь инвестора, ты должен понимать его потребности в первую очередь.

Помимо сугубо коммерческих проектов, насколько я знаю, недавно твоя команда запустила благотворительный проект «Like исполняет мечты». Можешь рассказать о нем поподробнее?

Очень часто люди не знают, с чего начать. Для меня отправной точкой является мечта. Главная компетенция Like – это то, что мы умеем достигать своих целей, а каждая цель начинается именно с мечты. Иногда люди забывают, что они мечтали стать музыкантом. Они думают, что мечтают лишь о двушке возле метро. Люди загоняют себя в рамки, скрывая истинные мечты. Наш проект призван помочь людям вспомнить их настоящие цели. Мы запустили сайт like-dream.ru, куда люди могли присылать свои мечты. Уже в первый день мы получили несколько сотен заявок. Похожих и совершенно разных, творческих, искренних, вдохновляющих, попадающих в самое сердце! Буквально на днях сбор мечт первого этапа проекта подошел к концу. Теперь некоторые из них мы будем помогать реализовывать.

Можешь рассказать, какая будет следующая франшиза? Или это строжайший секрет?

Пока ничего говорить не буду. Как только будет принято окончательное решение, а все тесты пройдены, обязательно напишу об этом в блоге.

Многие создают стартапы, чтобы их хорошенько раскрутить, а потом выгодно продать. А у тебя какие в дальнейшем планы на компанию?

Продавать компанию я не собираюсь. Буду развивать бизнес, делать твердую компанию. Наш курс: только вперёд.


Очень важно растить поколение, которое будет уметь делать бизнес. Сейчас много заинтересованных в этом ребят. У них есть желание, но нет опыта.


Какой совет можешь дать молодым предпринимателям, начинающим бизнес в небольшом городе? Лучше создавать какое-то оригинальное предложение или не бояться конкуренции и развивать уже имеющиеся на рынке ниши?

Конкуренции бояться точно не стоит. Она – двигатель прогресса, как мы знаем. Но и оригинальные идеи – это здорово. Главное здраво оценивать их, взвешивать все за и против. Мы у себя используем подход комплексного аудита компаний конкурентов, прежде чем выходить на рынок. Там больше 300 пунктов.

Совсем недавно ты принимал участие в качестве наставника в проекте Бизнес-инкубатор ВШЭ. Ты уже достаточно давно занимаешься своего рода наставничеством, но каково было почувствовать себя прям реально ответственным за успех или провал своей команды?

Это очень волнительно и ответственно. Но от того ещё более интересно. Моя команда за 6 недель сделала 662 тысячи рублей чистой прибыли, что довольно неплохо для новичков. Я старался донести своей команде, что первым делом им требуется найти ключ у своего бизнеса. Ключ в данном контексте – это 4% тех бизнес-действий, которые и тянут дело вперед по большей части. Следует сперва вложить все силы именно в эти 4%, в условиях, когда время ограничено.

Такого рода бизнес-реалити появились на ТВ еще в начале нулевых, по ТНТ шли шоу «Кандидат», «Капитал» и «Офис», но тогда вся эта инициатива очень быстро свернулась, программы не давали рейтингов каналу, так как, якобы, в России еще не сформировался слой молодых предпринимателей, которым были бы интересны такого рода проекты. Как думаешь, а сейчас такие проекты актуальны в России? Тем более в условиях нынешнего кризиса? Уже сформировался этот самый слой, жаждущий во что бы то ни стало стать предпринимателями?

Да, такие проекты, безусловно, очень нужны. Недавно я принимал участие в форуме, на котором присутствовал вице-президент Сбербанка и член экономического совета при президенте РФ. Они озвучили данные, что малый бизнес обеспечивает 25% занятости населения и 20% ВВП всей страны. Речь идет о малом бизнесе. Поэтому очень важно растить поколение, которое будет уметь делать бизнес. Сейчас очень много заинтересованных в этом ребят. У них есть желание, но нет опыта.

Как ты считаешь, хорошо это или плохо, что многие сейчас одержимы этой идеей создания бизнеса?

Далеко не все одержимы такой идеей. Многие люди по-прежнему считают, что вести бизнес – значит полагаться на удачу. Для них лучше пойти на завод и получать стабильную зарплату. В головах людей всё ещё силён стереотип, что бизнес – это опасно. Мол, тебя или убьют, или ты разоришься, рано или поздно и останешься у разбитого корыта. Тех, кто понимает, что бизнес – это работа, которая может обеспечить достойную жизнь, явно не большинство. Но во всём есть баланс. Каждому своё. Надо заниматься тем, что делает тебя счастливым.

Юлия Агрызкова

Главный редактор amoCRM

По вопросам размещения в блоге пишите на marketing@team.amocrm.com