Основатель холдинга Like, ставший миллионером в 21 год, рассказал нам о работе с CRM, продвижении блога, поиске инвесторов, подборе команды и тенденциях предпринимательства в России.
Конечно, тебя спрашивали об этом уже не раз. Но все же, расскажи нашим подписчикам, как все начиналось. Как тебе удалось заработать первый миллион в 21 год?
Я поставил перед собой конкретную цель. Далее я просто искал бизнес-идеи, которые могли бы принести мне деньги. Перебирал варианты, внедрял в жизнь и упорно работал. Тут нет никакого секрета. Надо просто много работать.
Расскажи немного про свой блог. Изначально он назывался «Цель: 30 миллионов рублей за год», сейчас уже 1 млрд за год. Теперь можно найти уже десятки блогов с аналогичными названиями, но они все не пользуются таким успехом, как твой. В чем секрет раскрутки блога? Дело в хорошем контенте, позиционировании, харизме? В чем?
Я думаю, самое главное, что мой блог – это не только мощный мотиватор для многих людей, но и своеобразная «энциклопедия». Там действительно можно найти много полезного. Не только в сфере ведения бизнеса, но и личностного роста, например. В блоге я рассказываю то, что многие предпочли бы скрыть. Не каждый захочет делиться секретами успеха или наоборот своими неудачами. Некоторые лишь создают видимость открытости и искренности в своём блоге, но на самом деле сильно хитрят. Читатели быстро это понимают. Мы же выкладываем и свои «ноу-хау», и управленческую отчетность, и интересные решения. Как мы говорим, самую суть, «мясо».
Расскажи, как вы внедряли у себя в компании amoCRM? Много ли было доработок, интеграций, как сотрудники восприняли изменения в алгоритме работы?
Если бизнес стремительно растет, очень сложно и при этом крайне необходимо сохранять контроль над ситуацией. Рано или поздно наступает момент, когда все хаотичные процессы надо систематизировать. amoCRM позволила разложить все задачи по полочкам и контролировать своевременное их выполнение. Работать всем стало только проще. Поэтому каких-то недовольств среди сотрудников мы не увидели. Когда мы берём людей на работу, всегда стараемся выяснить, готов ли человек развиваться и расти вместе с нами. Если он не готов учиться чему-то новому, менять привычный уклад вещей, ему с Like не по пути. Само внедрение прошло быстро. Нам потребовалось буквально пару дней с приглашенными специалистами из Москвы. Но докручивать систему под себя мы продолжаем и по сей день.
Раз уж ты начал про подбор сотрудников, расскажи, как вы подходите к построению команды? На какие критерии опираетесь? В условиях активного развития франшиз наверное тяжело следить за этим?
Очень важно, чтобы в лексиконе не было таких оборотов, как: «я не знаю», «я не могу». Человек должен говорить – я научусь, я сделаю. В остальном всё очень индивидуально и зависит от конкретной вакансии. Если говорить о способах набора, как правило, всё довольно стандартно – резюме и собеседование. Иногда мы сами находим специалистов, которые нам интересны и пытаемся переманить в Like. Чистый хедхантинг. Потому что хорошие кадры – это очень важно. Люди – это все, что у нас есть.
А как вы привлекаете инвестиции в свой бизнес? Как ищите инвесторов?
Это всегда происходит по-разному. Иногда люди сами находят меня, иногда это случайные знакомства, а бывает так, что я знаю о человеке, а он обо мне нет. Если он интересен мне как инвестор, партнёр, я просто договариваюсь с ним о встрече. Дальше важно заинтересовать человека. Тут к каждому свой подход. В любом случае, бизнес – это закрытие чьих-то потребностей. Когда ищешь инвестора, ты должен понимать его потребности в первую очередь.
Помимо сугубо коммерческих проектов, насколько я знаю, недавно твоя команда запустила благотворительный проект «Like исполняет мечты». Можешь рассказать о нем поподробнее?
Очень часто люди не знают, с чего начать. Для меня отправной точкой является мечта. Главная компетенция Like – это то, что мы умеем достигать своих целей, а каждая цель начинается именно с мечты. Иногда люди забывают, что они мечтали стать музыкантом. Они думают, что мечтают лишь о двушке возле метро. Люди загоняют себя в рамки, скрывая истинные мечты. Наш проект призван помочь людям вспомнить их настоящие цели. Мы запустили сайт like-dream.ru, куда люди могли присылать свои мечты. Уже в первый день мы получили несколько сотен заявок. Похожих и совершенно разных, творческих, искренних, вдохновляющих, попадающих в самое сердце! Буквально на днях сбор мечт первого этапа проекта подошел к концу. Теперь некоторые из них мы будем помогать реализовывать.
Можешь рассказать, какая будет следующая франшиза? Или это строжайший секрет?
Пока ничего говорить не буду. Как только будет принято окончательное решение, а все тесты пройдены, обязательно напишу об этом в блоге.
Многие создают стартапы, чтобы их хорошенько раскрутить, а потом выгодно продать. А у тебя какие в дальнейшем планы на компанию?
Продавать компанию я не собираюсь. Буду развивать бизнес, делать твердую компанию. Наш курс: только вперёд.
Очень важно растить поколение, которое будет уметь делать бизнес. Сейчас много заинтересованных в этом ребят. У них есть желание, но нет опыта.
Какой совет можешь дать молодым предпринимателям, начинающим бизнес в небольшом городе? Лучше создавать какое-то оригинальное предложение или не бояться конкуренции и развивать уже имеющиеся на рынке ниши?
Конкуренции бояться точно не стоит. Она – двигатель прогресса, как мы знаем. Но и оригинальные идеи – это здорово. Главное здраво оценивать их, взвешивать все за и против. Мы у себя используем подход комплексного аудита компаний конкурентов, прежде чем выходить на рынок. Там больше 300 пунктов.
Совсем недавно ты принимал участие в качестве наставника в проекте Бизнес-инкубатор ВШЭ. Ты уже достаточно давно занимаешься своего рода наставничеством, но каково было почувствовать себя прям реально ответственным за успех или провал своей команды?
Это очень волнительно и ответственно. Но от того ещё более интересно. Моя команда за 6 недель сделала 662 тысячи рублей чистой прибыли, что довольно неплохо для новичков. Я старался донести своей команде, что первым делом им требуется найти ключ у своего бизнеса. Ключ в данном контексте – это 4% тех бизнес-действий, которые и тянут дело вперед по большей части. Следует сперва вложить все силы именно в эти 4%, в условиях, когда время ограничено.
Такого рода бизнес-реалити появились на ТВ еще в начале нулевых, по ТНТ шли шоу «Кандидат», «Капитал» и «Офис», но тогда вся эта инициатива очень быстро свернулась, программы не давали рейтингов каналу, так как, якобы, в России еще не сформировался слой молодых предпринимателей, которым были бы интересны такого рода проекты. Как думаешь, а сейчас такие проекты актуальны в России? Тем более в условиях нынешнего кризиса? Уже сформировался этот самый слой, жаждущий во что бы то ни стало стать предпринимателями?
Да, такие проекты, безусловно, очень нужны. Недавно я принимал участие в форуме, на котором присутствовал вице-президент Сбербанка и член экономического совета при президенте РФ. Они озвучили данные, что малый бизнес обеспечивает 25% занятости населения и 20% ВВП всей страны. Речь идет о малом бизнесе. Поэтому очень важно растить поколение, которое будет уметь делать бизнес. Сейчас очень много заинтересованных в этом ребят. У них есть желание, но нет опыта.
Как ты считаешь, хорошо это или плохо, что многие сейчас одержимы этой идеей создания бизнеса?
Далеко не все одержимы такой идеей. Многие люди по-прежнему считают, что вести бизнес – значит полагаться на удачу. Для них лучше пойти на завод и получать стабильную зарплату. В головах людей всё ещё силён стереотип, что бизнес – это опасно. Мол, тебя или убьют, или ты разоришься, рано или поздно и останешься у разбитого корыта. Тех, кто понимает, что бизнес – это работа, которая может обеспечить достойную жизнь, явно не большинство. Но во всём есть баланс. Каждому своё. Надо заниматься тем, что делает тебя счастливым.